Всё началось с того, что я насмотрелся фильмов про разных вояк и прочих туристов-выживальщиков. Так этим вдохновился и решил, что мне тоже надо собраться с духом и пойти в одиночный поход, представляя как будто бы я разведчик или кто-то из этих ребят.

Со мной такое бывает, я впечатлительный подросток в душе.

Довольно долго я подбирал подходящий маршрут, который мне бы понравился. Хотелось пойти куда-то в горы, поэтому я рассматривал регионы Местия и Рача. Но в итоге я туда решил не идти, потому что все маршруты там либо короткие на один день, либо ну очень длинные на пару недель и оба этих варианта меня не устраивали. Мне хотелось пойти максимум на одну, а лучше дней на пять.

Я рассматривал разные комбинации: думал собрать какой-то комплект радиалок и ходить в них, но ничего не получалось. В Раче не находилось нужного мне количества радиалок, а до Местии очень трудно добираться. Я не хотел провести часов 10 часов в маршрутке.

Спустя пару недель я решил окончательно забить на Местию на Рачу и пойти в какой-то более простой маршрут, потому что альпинистского опыта у меня примерно нисколько. Я решил, что фильмы это, конечно, хорошо, но у меня уже были какие-то подобные попытки соло-походов и соло-путешествий и всегда заканчивалось всё примерно одинаково — я был недостаточно готов.

Я выбрал маршрут полегче в национальном парке Боржоми, который идёт из Марелиси в Ликани. Длина маршрута составляла около 65 километров. Судя по треку другого туриста, он сделал на нём три ночёвки. Мне показалось, что между первой и второй ночёвкой было какое-то просто адское расстояние и набор высоты. Я решил, что это мне не подходит, я там просто помру. Так что я добавил ещё одну стоянку между ними, что, забегая вперёд, оказалось не зря.

Одновременно с планированием маршрута, я начал собирать оборудование. Долгое время я думал ночевать в гамаке, ибо он у меня уже есть плюс он легче и меньше палатки. Я даже купил к нему тент на случай дождя. Однако потом я поехал в местный магазин Xtreme и обнаружил вроде бы неплохую палатку, которая весит 1,6 килограмма.

Я решил не рисковать, потому что с гамаком было не до конца ясно, смогу ли я где-то повесить или нет. И я переживал, что на высоте примерно две с половиной тысячи метров, где мне надо будет проходить, не будет деревьев. Так оно потом и было, хотя палатка мне пригодилось лишь для одной ночёвки из трёх, но до этого мы ещё дойдём.

Первый день

Настал день X. Я заранее купил билет на электричку до точки старта, потому что переживал, что потом может не быть билетов. Ну и вот — просыпаюсь я утром, а за окном идёт дождь, очень серо и депрессивно. Я хотел и потенциально мог перенести старт на следующий день — запас по времени был — но сначала решил проверить, есть ли билеты на следующий день. Их не было.

Я решил, что делать нечего, надо идти. У меня есть дождевик, так что не пропаду, а там авось и пронесёт. Может, и не будет дождя (будет).

Я позавтракал, вышел из дома, доехал до вокзала, сел в электричку и спокойно ехал в ней пару часов. Когда я вышел из дома, дождь кончился. Всё время, пока я ехал в электричке, его тоже не было. Я подозревал, чем всё это обернётся, но тихо надеялся, что судьба не будет так сучить.

В общем, хотите верьте, хотите — нет, но дальше было так: электричка останавливается на моей станции где-то посреди леса, вокруг ровным счётом ничего нет, проводник смотрит на меня, выходящего, очень странным взглядом. Я смотрю по сторонам — из поезда я вышел один. И стоило поезду тронуться, мне на плечи аккуратно приземлились первые капли дождя.

Дождь довольно быстро усилился и стал ливнем, я встал под дерево и натянул чехол на рюкзак и дождевик на себя. Делать было нечего, впереди меня ждали 20 километров, так что я стойко принял этот прикол судьбы надо мной и пошёл.

Не слишком я тут радостный, но я таков и больше никаков

Лучшее и худшее в этом дожде было, что из-за него река, которая идёт вдоль тропы, стала очень полноводной, а кое-где и вовсе затопила тропу, так что мне приходилось карабкаться через кусты по отвесным берегам. Но чаще проблема была именно в том, что по тропе бежали реки, везде были лужи, где-то болото и грязища. Лучшее же заключалось в том, что местами меня окружали большие и красивые водопады в десятки метров, про которые я ничего не знал и вообще был удивлён, что они там есть.

Водопадам я радовался, но в то же время шёл скверный дождь, погода была мерзкой, под дождевиком было душно и влажно, я ненавидел всё вокруг, включая себя. В какой-то момент я дошёл до рейнджера, он спросил у меня билет для входа в национальный парк, которого у меня не было. Рейнджер переписал данные моего паспорта и отпустил. Дальше я встретил ещё одного, он тоже спросил у меня билет, но я съехал с вопроса и просто сказал, что меня уже зарегистрировали.

Так я и шёл все эти чёртовы 20 километров. Периодически дорога превращалась просто в огромную реку, которую приходилось обходить, кое-где было видно, что тропа уходит прямо в саму реку, которая была очень полноводной и быстрой. Перейти её вброд было бы нереально. К моему счастью, в таких случаях всегда где-то был мост, по которому я и проходил. Пару раз тропа к мосту была затоплена, и мне приходилось чуть ли не на карачках пробираться через заросли, но ничего.

К 6 часам я дошёл до места запланированной стоянки, а там обнаружился шелтер. Шелтеры — это такие дома, в которых можно ночевать. Во время планирования похода я думал, что их надо бронировать, а внутри будет куча людей и администратор и что за всё это надо будет ещё и платить. Так что я решил, что буду ночевать в палатке.

Обратите внимание на расположение лестниц на второй ярус. Грузинская инженерная мысль!

На деле оказалось следующее: дом стоит абсолютно пустой, никого в нём нет. Внутри стоят шесть двухъярусных кроватей, то есть всего в доме 12 спальных мест, и всё для меня. Я подумал — ну нахрен эту палатку. Дождь хотя и закончился, но земля всё равно сырая, вокруг туман, влажность дикая. Плюс, нет никакой гарантии, что дождь не начнётся снова — не хотелось потом тащить мокрую палатку. Да и в целом в доме всяко круче. Там и стол с лавкой был, так что я смог спокойно приготовить еду на горелке. До самого вечера было пасмурно и туманно, но дождя уже не было.

Ночью я проснулся оттого, что в стенах дома оглушительно громко скребутся мыши. Рядом с моей головой было окно, я взглянул в него и увидел небо, усыпанное звёздами. Я кое-как собрался с силами и выполз из спальника, чтобы выйти на улицу и посмотреть.

Млечного Пути видно не было, но звёзд было очень много и проглядывались некоторые туманности. К сожалению, собраться с силами, чтобы всё это сфотографировать, я не смог.

Второй день

Второй день был лучше, чем первый уже лишь потому, что не было дождя. Светило солнце, синело небо, было ярко и красиво. Но было одно «но»: мне предстояло набрать километр в высоту, что нельзя назвать чем-то невероятным, но и лёгкой прогулкой тоже нельзя. В общей сложности маршрут должен был быть около десяти-одиннадцати километров.

Было довольно скучно, если быть честным. Почти всю дорогу я шёл через какой-то безынтересный лиственный лес. Часто встречались лужи, через которые надо было пробираться. Видов почти не было, водопадов тоже, стояла жара. Все приключения ждали меня вечером.

Единственное яркое событие того дня случилось, когда я привалился, чтобы выпить чаю со сникерсом. И пока я себе стоял, из кустов выбежал зверек, похожий на соболя, и побежал в мою сторону. Я понял, что он меня не видит, а потому стоял максимально неподвижно с чаем в руках. При этом мне ужасно хотелось его заснять, но если бы я полез за фотоаппаратом, я бы его спугнул. Так что я очень медленно достал телефон из кармана и начал снимать видео. На расстоянии примерно за пять метров до меня он, наконец, меня увидел, остановился, пригляделся ну и убежал в кусты.

Это скрин из видео, простите за качество

Такая встреча мне очень понравилась, но дальше я снова шёл, всю дорогу я шёл вверх и вверх, было довольно тяжело. Чуть после обеда я дошёл до места стоянки, где по карте тоже должен был быть шелтер. Ночевать в домике мне понравилось и я, честно говоря, рассчитывал повторить этот трюк и в остальные ночёвки. Зачем ставить палатку, если можно этого не делать.

Однако этот шелтер был непригоден для ночлега. Внутри стояли старые железные кровати с пружинами, на которые в идеале нужно класть матрас. Пружины были соединены между собой большим количеством разных крючков и пластин, так что класть на них мой надувной матрас было бы на 100% идиотской затеей. Была ещё вторая комната, в которой не было ничего, только пустой пол.

Не очень долго, но я всё же раздумывал о том, чтобы переночевать на матрасе на полу. Но потом я вспомнил, что в первом шелтере ночью в стенах вовсю развлекались мыши, а этот дом ничем от него не отличался. Наверняка тут было бы то же самое, только мыши могли бы залезть мне в спальник или бегать по матрасу. Не очень приятно даже представлять это. Хотя самих мышей я не боюсь, но они могут быть переносчиками всякой дряни, так что я не хотел рисковать. В итоге пришлось ставить палатку.

В отличие от первой стоянки, тут рядом не было реки или ручья, но на карте в телефоне был отмечен источник воды. И казалось, что он очень близко. Возле дома стояла десятилитровая бутыль, я взял её и пошёл искать воду. Точной тропы на карте не было, а от дома отходили две тропы в разные стороны.

Вода в 500 метрах через ад

Сначала я пошёл по первой, но в какой-то момент она начала уходить совсем в сторону, а по следам я понял, что это коровья тропа. Пришлось вернуться. Я немного отдохнул, выпил чаю из термоса и пошёл по второй.

Вторая тропа кончилась примерно через сто метров, дальше были кусты и лес, а точка на карте с источником где-то ниже меня. Но вода мне очень была нужна, так что не идти я не мог. В какой-то момент уклон стал очень резким, градусов, наверное, 60, не меньше. Мне ещё «хватило ума» переобуться из ботинок в кроксы. Я не ожидал будущих испытаний, не взял палки, ничего. Только телефон с картой и бутылку. Но хорошо, что я в какой-то момент догадался на карте ставить точки через каждые 10 метров, чтобы потом найти выход обратно на тропу — мне это очень помогло.

Лес был хвойным, состоял из очень больших елей. Если вы бывали в хвойных лесах, то могли заметить, что на земле редко есть какая-то внятная растительность. Хвоя плохо пропускает свет, а опавшие иголки плотно застилают землю. Кое-где была трава, но она делала только хуже. Как я уже сказал, уклон был крутым, а из-за вчерашнего дождя — очень мокрым и потому скользким.

В итоге пока я спускался, я три раза поскользнулся, а один раз чуть вообще вниз не уехал. Я прямо упал и покатился на жопе вниз, набирая скорость. Не знаю, как я остановился, но спасибо и на том. Потом я упал на какое-то неприятное место и довольно сильно ударился. В третий раз я упал на колени, было неприятно, но в целом не страшно.

Всё это время у меня в голове крутилась одна мысль — отметка на карте ещё не означает, что источник существует. Я очень переживал, что я тут преодолеваю немыслимые невзгоды с этой чёртовой бутылкой, а источника на деле может и не оказаться. У меня вообще нет никаких доказательств, что там вода, я иду просто потому, что на карте стоит капелька, и других вариантов у меня нет.

К счастью, вода там была. Набирать её было не слишком удобно, так как она била из-под земли и сразу же текла вниз по крутому склону. Большую бутыль надо было силой прижимать к земле, чтобы в горлышко затекала вода, но я справился. Впереди меня ждал подъём по той же скользкой тропе, но ещё и с бутылкой полной воды.

Наверх было идти чуть проще, метки, которые я себе оставил на карте, мне очень помогли, потому что в какой-то момент я совсем потерялся и не понимал, куда мне двигаться, чтобы выйти к нужному месту.

Тропу нашёл, вышел в лагерь и начал обустраивать быт: поставил палатку, начал готовить еду. В какой-то момент, когда еда готовилась в доме, я вышел проверить связь, через минуту захожу обратно, а по полу бегает мышь. Вот, собственно говоря, и причина, почему я точно не буду здесь спать на полу. Но и палатка меня не обрадовала в ту ночь.

После еды и праздного шатания, я лёг спать. Но сперва надо рассказать про место, где я поставил палатку.

Рядом с шелтером не было пустых ровных площадок, а та, что была, уже была занята плотным слоем коровьих какашек. В итоге я поставил палатку на месте с небольшим уклоном. В итоге у меня постоянно скатывался матрас, плюс я в спальнике скатывался с матраса. Первую проблему я решил с помощью полотенца, которое подстелил под матрас, а вторая осталась. Больше подстелить было нечего и всю ночь я постоянно просыпался и подползал, как червяк, к верху матраса.

Ещё меня подвела палатка. Я недавно её купил, потому что она была лёгкой, но в деле мне её до этого опробовать не удалось. Лёгкая она была не просто так, а потому что она была однослойной. Я никогда ранее не ночевал в однослойных палатках и не знал про одну из главных проблем, которая у них есть. Однако перед покупкой и почитал разные отзывы в интернете, и в целом они были хорошими.

С главной проблемой однослойной палатки я столкнулся утром, что называется, лицом к лицу. Я лежал в спальнике, а на меня капал дождь из конденсата. Несмотря на то что я открыл все вентиляционные отверстия, это не помогло. Весь потолок палатки был мокрым изнутри и обильно поливал меня водой при малейшем движении.

Проснулся с рассветом

Ночёвка была дерьмовой, настроение тоже. Наверное, именно из-за этой ночи я позже решу сократить маршрут на один день.

Третий день

По описанным выше причинам третий день начался так себе. Пришлось упаковать мокрую палатку, матрас и спальник в рюкзак, позавтракать и отправляться. Встал я рано, так что и вышел из лагеря тоже довольно рано.

По плану маршрут этого дня начинался с набора 400 метров высоты, а потом большую часть времени был с относительно небольшими и пологими подъёмами и спусками на 100-200 метров вверх и вниз. Общий же набор высоты должен был быть 1150 метров: 400 в начале, туда-сюда в середине и ещё последний рывок на 300 в конце.

Набирать 400 метров прямо со старта было тяжеловато, но я справился без проблем. Погода стояла солнечная, примерно через полкилометра лиственный лес закончился, и я вышел на лысую холмистую местность с потрясающими видами. Когда я набрал те самые 400 метров, стало совсем хорошо: крутых подъёмов больше не было, местность просматривалась на все стороны.

На севере виднелся кавказский хребет, было видно даже Эльбрус. В остальные стороны простиралась Грузия до горизонта, хотя в где-то наверняка было видно холмы Армении и Турции.

Ядовитый родендрон на фоне заграничного Эльбруса

Я шёл на высоте 2000 метров по относительно ровной дороге и, наконец, начал получать удовольствие от похода. Потому что больше не надо было мокнуть под дождём, мочить ноги в лужах и реке, тащиться через противный лиственный лес постоянно вверх. Можно было задорно идти и глазеть по сторонам, что я с большим наслаждением и делал.

Кое-где лежал снег

В какой-то момент я вышел за поворот, а там пасётся табун лошадей. Они не были дикими, потому что судя по следам, многие из них были подкованы, но никакого конюха рядом не было. При этом их было довольно много, и они были разбиты на три группы. Первая и третья группа меня обошли стороной, а вторая начала уходить от меня по той же дороге, где мне надо было идти. В какой-то момент дорога стала такой, что снизу обрыв, а сверху скала — то есть обойти ни они меня, ни я их не можем. Так они от меня и убегали, попутно оставляю мне свежие «мины» на дороге.

Я решил дать им время, чтобы они оторвались и нашли какой-то обход, поэтому сделал привал на 15 минут. Но это не помогло. Довольно быстро я их догнал, потому что эти прекрасные животные никуда от меня не убегали, а спокойно себе паслись за ближайшим поворотом, совсем не думая, что я объявлюсь вновь. В конце концов, нашлась какая-то полянка, где мы смогли разойтись.

Я шёл дальше и внезапно увидел на небольшом холмике удирающую лису. Она не была рыжей, как мы привыкли, скорее, её цвет был ближе к песочному или бежевому, и потому она отлично сочеталась с цветом растений вокруг. Очевидно, такой окрас у неё был совсем неслучайно. В отличие от соболя, она заметила меня быстрее, чем я её, поэтому сфотографировать я её не успел. Она скрылась быстрее, чем я даже подумал достать камеру.

После тропа шла по склону довольно большого кулуара. Тут тоже пришлось потоптаться в грязи, потому что мой склон был в тени и не успел толком высохнуть. Ничего необычного не было, но вдруг я услышал дикий лай откуда-то издали. Через пару секунд на одном из холмов явились три нагази — грузинские овчарки, которые размером и видом сильно напоминают алабаев.

Казалось, что они довольно далеко, но я понимал, что им до меня добежать — дело одной минуты максимум.

Я аккуратно шёл дальше по тропе, собаки продолжали лаять, чуть дальше я увидел стадо коров, которых они охраняли. Моя тропа проходила мимо этого стада, но она лежала так, что сперва мне надо было подойти близко, а потом начать отдаляться. И чем ближе я подходил, тем громче лаяли собаки и тем ближе они подходили ко мне.

В какой-то момент из-за холма вышел хозяин этих собак и коров и начал меня рассматривать. Он сразу понял, что я турист, и потому просто смотрел на меня и что-то кричал псам. Тем, в свою очередь, до его криков дела не было. Они продолжали лаять, а я продолжал к ним приближаться, потому что другой дороги у меня не было.

Наконец, я дошёл до нужного мне поворота и начал отдаляться от их территории. Тем не менее они ещё долго лаяли мне вслед. Совсем скоро я увидел тушу мертвой коровы — она явно умерла не своей смертью, потому что голова была целой, даже глаза ещё блестели, а вот туловище было обглодано, только рёбра торчали. Стало ясно, что собаки там не просто так, тут явно водятся волки.

После хоть и пологого, но долгого подъёма я вышел на гору, с которой мне предстояло спуститься метров на 300, немного пройти по прямой, а потом снова набрать эту высоту по довольно крутому склону.

Вид с горы

Если помните, я ранее уже немного коснулся момента, что после второй ночёвки решил изменить маршрут и количество ночей. Общий километраж должен был остаться примерно тем же, а вот одна ночёвка отменялась. Итого мой план теперь состоял в том, чтобы дойти до третьей стоянки, а завтра уже выйти в цивилизацию и завершить поход.

Так вот, именно внизу этой горы и был тот самый момент, когда мне надо было решить: или пойти налево и придерживаться изначального плана, или идти прямо, чтобы реализовать новый план. Я недолго думал, если честно, потому что к тому моменту я, во-первых, был утомлён ночёвкой в палатке, во-вторых, я понятия не имел, какие стоянки меня ждут впереди, а в-третьих, ещё не знал, что природа так заметно изменится. Тогда мне казалось, что я уже нагулялся. В итоге я решил идти более быстрым маршрутом.

Спускаться обычно труднее, чем подниматься, хотя это и занимает меньше времени. Мне повезло, что на этом очень крутом, кстати, спуске была ухоженная тропа, которая шла зигзагом. Кроме того, она явно была новой, потому земля на ней была свежей и мягкой — по такой поверхности очень приятно спускаться.

Внизу паслось стадо коров, а на траве отдыхали три пастуха. Я заметил их, ещё будучи наверху, а вот они меня увидели уже чуть ли не в последний момент, когда я был довольно близко. Было довольно забавно увидеть, как они все разом повернулись на меня посмотреть. Проходя мимо, мы поздоровались, но останавливаться я не стал.

Пастухи и развилка

Впереди ждал крутой подъём. На него мне потребовались все мои моральные и почти все физические силы и время. Эти 300 метров я поднимался полтора часа и постоянно подбадривал себя тем, что на самом верху привалюсь и допью остатки чая и съем последний сникерс. В истории это один абзац текста, а для меня тогда это долгий внутренний диалог и целых два выпуска подкаста, которые, кстати, очень выручали и в других сложных моментах. Хорошо, что я их себе накачал.

Тропа наверх

Наверху высота была ровно 2500 метров, и это была самая высокая точка похода. Там я сел на камень и с очень красивым видом и ветерком допил чай и последний сникерс. Одновременно с этим думал о том, что мои коллеги сейчас, наверное, торчат на каких-то очередных скучных созвонах, а я вот тут сижу под облаками и синим небом, смотрю на долины, усыпанные елями и зелёной травой, и бед больше не знаю — последняя в виде тяжелого подъёма осталась позади.

Ну ладно, не ровно 2500

Это, кстати, важный момент. Если в первый и второй день вокруг были сплошные лиственные деревья и слишком влажный воздух, то теперь природа изменилась — вокруг были только хвойные деревья, а воздух стал сухим и свежим. Запах стоял, конечно, не описать.

Третий день — самый любимый для меня из всех дней похода, потому что он оказался в меру нагруженным, очень красивым и приятным, несмотря на некоторые трудности.

Финальные 500 метров до шелтера дались не слишком легко, потому что за спиной были уже 16 километров, пояс рюкзака больно давил, и никакие настройки не помогали это исправить. Совсем рядом с шелтером я встретил пастуха, с которым мы поговорили на английском. Он сказал, что за мной идут ещё какие-то туристы, но впоследствии выяснилось, что ему это всё привиделось. Никаких других туристов за весь маршрут я так и не встретил. Он пообещал вечером навестить меня в шелтере, не знаю зачем.

В конце дня я оказался перед подъёмом метров, наверное, 10. Там уже виднелся домик шелтера, рядом стояла беседка, вокруг было очень красиво. Но я был таким уставшим, что мне пришлось приложить немало усилий, чтобы втащить себя на эти оставшиеся метры.

Беседка и гамак

Шелтер оказался очень хорошим и чистым. Я разложил вещи на кровати, приготовил еды, почитал книгу в гамаке, который я всё же взял с собой, поел. Потом пришёл пастух, мы немного поболтали, и он ушёл. Ночью я спал отлично, никаких мышей не было, вода не капала, я никуда не соскальзывал и не замерзал. Идеально.

Четвёртый день, финальный

В четвёртый день никаких эксцессов не было. Хоть я и поменял маршрут, но я знал, куда мне идти и как потом добраться до Тбилиси — с этим мне помогла моя жена Ксюша, которая успешно нагуглила маршрутку из той деревни, в которой я планировал сегодня оказаться.

Утром по пути попадались маки, покрытые инием

Мне предстояло пройти около 13 километров, постоянно спускаясь ниже и ниже. Был июль, на высоте было хорошо и прохладно, но чем ниже я пускался, тем жарче становилось. Виды постепенно скрывались за деревьями и холмами, начали снова появляться лиственные деревья, небо было безоблачным, тропа сухой.

В какой-то момент тропу мне перегородило стадо коров и собака, которая их охраняла. Пастуха не было. Мне надо было как-то просочиться через это всё, так что я взял в руки по булыжнику на всякий случай. Как только я это сделал, собака сразу поджала хвост и отошла в сторону, хотя я ей даже не угрожал. Коровам было на меня абсолютно плевать, так что я хотя и с большой осторожностью, но без каких-либо проблем прошёл через стадо и пошёл дальше. Камни выкинул.

В остальном день ничем не выделялся. Уже спустившись примерно к 1000 метров над уровнем моря, в очередной раз попались кусты малины, но в этот раз там даже были две спелых ягоды, которые я съел. В другие разы вся малина была зелёной, а совсем высоко так и вовсе ещё цвела.

Спустя 13 километров и несколько часов я вышел к деревне Ацкури.

В павильоне купил холодной колы и пришёл на остановку ждать проходящую маршрутку до Тбилиси. Во время ожидания мне в уши выговорился пьяный меланхоличный грузин, а после я успел стать свидетелем семейной драмы: подростку надоела его деревенская жизнь и он решил сбежать в Тбилиси, его старший брат поймал на остановке и долго отчитывал и переубеждал. Он же и рассказал мне, что происходит, потому что драма, ясное дело, разворачивалась на грузинском.

Маршрутка приехала, в ней было ровно одно свободное место, да и то в проходе на табуретке. Водитель сказал мне, что в Боржоми часть людей выйдет, а я смогу пересесть. Так и произошло.

За четыре ходовых дня я прошёл 65 километров, три раза переночевал: два раза в шелтерах, один раз в палатке. Обошлось без мозолей, но с синяками на боку от рюкзачного пояса. Еда и вода у меня всегда была, медведи и волки на меня не нападали, только комары искусали руки во время третьей ночёвки.

Знай я заранее, как я буду доволен третьим днём, я бы, наверное, не сокращал маршрут, но что сделано — то сделано. В национальном парке Боржоми полно других троп, из которых можно собирать маршруты абсолютно разной продолжительности, так что я туда ещё вернусь.