Путешествие на мотоцикле в горы — давняя мечта. Особо сильной она стала, когда я покатался пару дней по северу Индии на индийском же классическом мотоцикле — Royal Enfield Classic 500. Мне хорошо запомнились серпантины, свежий воздух и звук мотора. Очень хотелось повторить.

Тот самый мотоцикл

В январе 2021 года я покупаю свой первый мотоцикл — Honda Africa Twin 750 1994-го года выпуска. Это культовый туристический эндуро, который известен своей неубиваемостью и популярен у путешественников.

За всю дорогу ни одной поломки, хотя пробег уже большой — 87 тысяч километров

Технически это уже устаревший мотоцикл, но по сочетанию цены, надёжности и ремонтопригодности — это лучший для меня вариант.

Перед выездом

Я планировал за майский отпуск проехать из Москвы в Дагестан, посетить популярные места, а затем вернуться в Москву. Всего по плану я должен был проехать около 5 тысяч километров.

Опыта настолько дальних поездок у меня не было. До этого я немного катался по Непалу и Индии, водил легкий мотоцикл во время зимовки на Бали. Всё это была арендованная техника с малолитражными двигателями. Она была лёгкой и не очень мощной.

Мой же мотоцикл оказался тяжеленным и высоким. На ходу управлять им несложно, но на месте это довольно непростая задача. Из-за высокого центра тяжести, он легко кренится, а там уже и до падения на месте не далеко.

Я хотел туда и обратно ехать разными дорогами, поэтому маршрут в Дагестан проложил через Тамбовскую область и Калмыкию. Обратно — через Чечню, Кабардин-Балкарию, Ставропольский край, Ростовскую область и так далее.

До выезда я поставил перед собой задачу — не ночевать платно. То есть или ночевать в палатке, или у кого-то в гостях. После первой ночёвки в палатке под Тамбовом я её слил к чертям — я сильно замёрз и решил, что у меня теперь маловато воли и необходимости для таких приключений. Важную роль сыграло то, что я могу заплатить 500 рублей за ночлег в каком-нибудь хостеле и не обеднеть.

Туда

Утром 1-го мая в день выезда шёл дождь. Отменять выезд было бы глупо, поэтому я надел дождевик, убрал всё, что может промокнуть и выехал. Дождь кончился ближе к выезду из Московской области.

В первый день я проехал 742 километра. Во второй — чуть больше 600. Потом перестал считать.

Место первой ночёвки я нашёл наугад — просто увидел на карте какой-то затон и предположил, что там будет место под палатку. Так оно и вышло. Я приехал как раз к закату, поставил палатку, приготовил гречку с лобио из банки, поел, послушал писк летучих мышей и лёг спать.

Во второй день я ехал до Элисты. Недалеко от первого ночлега остановился, чтобы сходить в туалет, а когда садился на мотоцикл, чтобы поехать дальше, по глупости его уронил.

Уже снял центральный задний кофр, чтобы легче было поднимать байк. Кое-как справился, но было непросто

В Элисте у меня перестала работать связь — не было ни интернета, ни простого мобильного сигнала. К тому моменту я уже понял, что не хочу ночевать в палатке, да ещё и в степи, так что надо было как-то искать ночлег. Я нашёл Wi-Fi в синнабоне и засел там — одновременно искал, где ночевать, и общался со службой поддержки Тинькофф Мобайла, которая всеми силами пыталась помочь мне восстановить связь.

Связь всё не чинилась, я был на нервах, в итоге психанул и уехал ночевать в гостиницу для дальнобоев на выезде из города. Моральное состояние у меня было ужасным. Вероятно, сказывались 600 километров пути за сегодня, бессоная ночь, резко настигшее одиночество.

Спонсор моей причёски — подшлемник

Ехать было трудно не физически. Это как раз-таки не сложно, сиди себе, да едь. Дорога прямая, погода хорошая. Было трудно морально — ветер шумит, ты один, говорить не с кем, мотоцикл ещё незнакомый, вдруг сломается посреди пути, чёрт его знает. Это нелепое падение на месте, которое вроде и ерунда, но заставило меня понервничать. В итоге к вечеру я приехал выжатый, сил на мелкие неприятности со связью вообще не осталось и меня прорвало.

Пока ехал из центра Элисты в гостиницу, проорался в шлем. Немного помогло.

В гостинице было колоритно: пьяные калмыки, дед-охранник и его восьмимесячный пёс размером с меня, очень много водки у людей. Закат в степи.

На следующий, третий, день поездки я собирался доехать до Махачкалы. Дорога должна была быть простой и беспроблемной, но случилось непредвиденное — боковой ветер. Все 500 с лишним километров я ехал, как на парусной яхте — постоянно кренился и боролся с порывами. На середине пути у меня реально устали руки.

Главное в этой ситуации — у тебя нет другого пути. Если уж тебе выпало ехать с этим ветром или под дождём, то сделать с этим ничего нельзя. С ночлегом, например, не так — когда я понял, что дикие ночёвки меня морально уничтожат, я от них отказался. А погоду приходится преодолевать.

За 30 километров до заправки у меня кончился бензин. Я не сразу понял, что дело именно в этом и напрягся. Подумал, что мотоцикл всё. У него нет датчика топлива, но есть так называемый резерв. Когда основной бензин кончается, можно переключиться на резерв, и его хватит ещё примерно на 100 километров.

По неопытности я успел понервничать, но проблема решилась просто. Такая же ситуация возникла на обратном пути в последний день поездки, однако тогда я смог переключиться на резерв прямо на ходу, просто нащупав переключатель под ногой.

По пути встретился участок с настоящей пустыней. Выглядело очень атмосферно.

Утром того же дня, кстати, интернет починился. Хоть и медленно, но он работал.

К обеду я приехал в Махачкалу. Первым делом заехал в кафе, чтобы поесть чуду и выпить кофе, затем нашёл хостел с парковкой и заселился. Потом пошёл гулять.

Там

В Махачкале мне понравилось.

Движение на дорогах, конечно, своеобразное, но мне после Бали или Индии проблем особо не доставляло. Разве что мотоцикл был тяжеловат для резвых манёвров, которые порой необходимы.

Город зеленый, на пляже много спортсменов, работают далеко не все кафе — я приехал в рамадан. У многих зданий интересная особенность — отделанный фасад и голые серые блоки по бокам, там как будто не видно. По улицам бродит много котов, хотя и меньше, чем, например, в Стамбуле.

В этом году Дагестан празднует 100 лет Дагестанской Автономной ССР. Для республики союз, как будто бы не перестал существовать.

Вечером из окна хостела увидел Ифтар — вечерний приём пищи во время рамадана. На следующий день меня там даже накормят.

Утром погулял по старому городу, пофотографировал разные здания. Никаких специальных городских достопримечательностей не посещал — не люблю.

После обеда съездил на Сулакский каньон, Чиркейскую ГЭС и бархан Сарыкум. Все эти места находятся недалеко друг от друга и Махачкалы, так что к вечеру вернулся, застав дождь.

В Махачкале я провёл две ночи, затем решил ехать дальше.

Наслаждаться путешествием не получалось. Я всё больше открывал о себе не самую приятную правду — путешествовать одному мне не в кайф. Хочется обсуждать, фотографироваться, делиться. В одиночной поездке делать это не с кем. Даже путешествуя автостопом, ты постоянно в контакте с людьми. На мотоцикле ты везде сам по себе и это утомляет.

Я работаю удалённо, так что у меня и так достаточно времени, чтобы побыть одному. Поездка в одиночном формате удовольствия не приносила, поэтому я, к своему стыду, начал спешить. У меня было и время, и деньги, чтобы в спокойном темпе исследовать весь Дагестан, но я не хотел двигаться медленно. Мне было скучно, хотя скучать в таком месте — кощунство.

Третий день в Дагестане, когда я уехал из Махачкалы, можно считать самым приятным и насыщенным. Несмотря на вчерашний дождь, дороги в горах были преимущественно сухими и мне удалось позакладывать байк в поворотах. Постепенно появились заснежные вершины Кавказа.

За этот день я посетил Гунибскую ГЭС — она просто была по пути, салтинский водопад и Гуниб, в котором и ночевал.

Пытался проехать к Карадахской теснине, но дорога до неё — глина. После дождя её всю развезло, я проехал 100 метров и застрял. Мне помог выбраться ехавший мимо дагестанец. Я развернулся и решил не испытывать судьбу. В тот момент я уже точно понимал, что в Дагестан придётся возвращаться ещё раз с уже более полным пониманием себя.

Моя дорожная резина моментально забилась глиной и превратилась в идеально гладкую

Поиск ночлега в Гунибе оказался отдельным приключением. Этот городок — своего рода туристический центр, вокруг которого много достопримечательностей. Из-за этого там базируется много туристов, которые занимают все спальные места.

На букинге и airbnb просто ничего не было, все местные очень хотели помочь, но ни у них, ни у знакомых, которым они звонили, мест не было. Я уж думал, что придется или ночевать в палатке, или возвращаться в Махачкалу.

Заехал в продуктовый, спросил у продавщицы о ночлеге, а она как-то очень активно включилась в это дело. Сначала позвонила своим знакомым, потом знакомым знакомых, потом их знакомым. Налила мне чай, принесла курагу. Через полчаса обзвонов нашёлся вариант, она дала мне номер хозяйки жилья, ориентировку — надо было доехать до больницы, и отправила радостного меня ночевать.

Я доехал до больницы и только там выяснил, что номер не записался. Вариантов было несколько: 1) возвращаться в магазин и записывать номер заново — это 10 минут вверх по крутому серпантину, а потом ещё назад; 2) как-то узнать номер продавщицы и позвонить ей; 3) спросить у местных, знают ли они женщину по имени Наибат.

Ехать наверх я не хотел, решил сначала позвонить в продуктовый. Самого продуктового, как и его номера телефона на картах не оказалось, но был пансионат, который находится рядом. Там мне сказали номер продавщицы, я записал его прямо во время звонка, но когда сбросился звонок, сбросился и номер. «Вот я лох» — подумал я.

Тогда я решил воспользоваться третьим вариантом и зашёл в продуктовый возле больницы. Женщина там сказала мне так: «Наибат знаю, но номера её у меня нет. А тебе что, ночлег нужен? Так у меня есть». Я решил — это судьба, и остался там.

За 800 рублей мне дали ночлег, вечером накормили супом, чаем и мёдом с пыльцой. Хоть ночлег и был платным, приём был домашним, а не гостиничным, что хорошо.

Утром я собирался покинуть Дагестан и уехать сразу в Пятигорск. Рассвет проводил меня в спину.

Оттуда

За время путешествия у меня сменился режим. Я ложился в 9–10 вечера, а вставал в 5–6 утра. За счёт этого выезжать получалось рано и почти 600 км до Пятигорска я проехал к обеду.

Пятигорск не был обязательной точкой моего путешествия. Там я оказался в результате импровизации и продумывания маршрута на ходу. Но город мне так понравился, что мне захотелось однажды там пожить месяц-другой.

Небольшой, красивый, зелёный. Рядом множество интересных мест, в которые я в этот раз не поехал, но в будущем обязательно надо.

Вообще весь обратный путь прошёл без особых приключений, кроме дождя в последние 300 километров пути — тогда я знатно настрадался.

Я переночевал в Пятигорске, затем в Ростове-на-Дону, а затем за раз проехал 1100 километров до Москвы. Недалеко от Ростова встретил на обочине косулю — очень красивое животное с прикольными большими ушами.

Ещё по пути в Дагестан у меня случилось большое открытие — мотоцикл не быстрее автомобиля или даже грузовой фуры. Из-за небольшого бака и не самого удобного сидения мне приходилось останавливаться каждые 100–200 километров и все те медленные грузовики, которые я только что обогнал, снова уходили вперёд. После остановки я снова их обгонял, но они снова уходили вперёд. Басня про зайца и черепаху в реальной жизни.

На выезде из Тульской области начался дождь и продолжался до самого гаража. На мне был дождевик, но бахилы порвались ещё когда я месил глину по дороге в Карадахскую теснину. Из-за этого в ботинках были лужи, температура воздуха была 8–10°С, было ужасно холодно и страшно из-з около нулевой видимости на дороге.

Выбора остановиться в той же Туле не было, потому что по прогнозу дождь был заряжен на ближайшие пару дней. Лучше уж сейчас отмучиться и доехать, чем ждать непонятно чего.

Я доехал без последствий, но опыт 0 из 10, не рекомендую.

Теперь

Всего я проехал 4529 километров и я не доволен поездкой. Потому что проделал такой путь, но Дагестан посмотрел вскользь. Потому что выяснил, что не умею наслаждаться путешествием один. Хорошо, что я в принципе это узнал, но плохо, что пришлось потратить на это майские праздники.

Из хорошего — безумно рад, что мотоцикл меня не подвёл. Ни одной технической неприятности с ним не возникло совсем. Один раз я сам уронил его на месте и два раза сам же довёл до почти пустого бака. В остальном за всю поездку не случилось ни одной поломки.

Рад, что покатался по серпантинам Дагестана. Хоть я и говорю, что не доволен поездкой, это не значит, что я не доволен ей полностью. В горах было невероятно ехать, смотреть на туманы, ёлки, вершины, скалы, реки, местных, стада, быт. И хотя я не доехал до Карадахской теснины, водопада Тобот, Дербента, Гамсутля, Гоора и других мест, ехать было хорошо.

Приехать домой было тоже хорошо. Но теперь передо мной встал вопрос: а хочу ли ездить в такие дальние путешествия? Я совершенно уверен, что мне нравится ездить на мотоцикле, но не уверен, что готов ездить далеко в одиночку. Например, у меня была идея съездить в Териберку на мотоцикле, но сейчас я в ней уже не уверен. Точно хочу сделать это, точно не в одиночку, но на счёт мотоцикла вопрос пока открыт.

Впрочем, мой опыт подсказывает, что не каждое путешествие даёт нужные ответы. Часто оно задаёт нужные вопросы.